Национальный рейтинг

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее – Национальный рейтинг) разработан Агентством стратегических инициатив совместно с ведущими деловыми объединениями «Деловая Россия», «Российский союз промышленников и предпринимателей», «ОПОРА России», «Торгово-промышленная палата Российской Федерации» по поручению Президента Российской Федерации от 08.07.2014 № Пр-1603. Республика Хакасия в Национальном рейтинге участвует с конца 2014 года.

Национальный рейтинг оценивает эффективность усилий региональных властей по созданию благоприятной предпринимательской среды, улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

Одной из ключевых задач Национального рейтинга является выявление лучших практик – нормативно-правовых и управленческих решений региональных властей, которые позволили регионам добиться наилучших результатов в области создания необходимых условий для бизнеса и привлечения инвестиций.

Методология Национального рейтинга включает в себя 44 показателя по направлениям:

1.      Регуляторная среда.

Качество предоставления государственных услуг – показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).

2. Институты для бизнеса.

Эффективность институтов для бизнеса - наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП).


3. Инфраструктура и ресурсы.

Наличие и качество инфраструктуры – показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (например, оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие физической инфраструктуры и ресурсов – таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов), наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов).

4. Поддержка малого предпринимательства.

Уровень развития малого предпринимательства (например, количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тысячу человек населения региона) и эффективность различных видов поддержки малого предпринимательства (например, оценка процедур получения государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости, оценка доступности кредитных ресурсов и т.д.).

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Формирование Национального рейтинга обеспечивается за счет трех типов данных:

1.      Показатели, оцениваемые путем экспертной оценки.

Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ). Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.

2. Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из общей генеральной совокупности.

Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия. Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).


3. Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из специальных генеральных совокупностей.
Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии – например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п. Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям). Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).